МБОУ Семлёвская СОШ №2 Вяземского района Смоленской области
Смоленская область, Вяземский район, станция Семлёво
  • Профилактика буллинга

    Что такое буллинг/травля? 
    Существует принципиальное отличие между непопулярностью ребенка, межличностным конфликтом и травлей. Травля – это групповое явления, когда объект травли попадает под систематическое неблагоприятное воздействие(оскорбления, игнорирование, физическое воздействие, порча имущества) со стороны разных людей. 
    Какие последствия могут возникать при наличии данного явления в классе/школе?
    - формируется неблагоприятная среда для учебной деятельности, что сказывается на отдельных учениках, которые активно вовлечены в процесс, так и на общеклассовой успеваемости, которые выступают наблюдателями.
    - дисциплина в классе и авторитет учителя-педагога снижается
    - значительно повышается риск получения физической травмы учениками
    - значительно повышается риск антиобщественного и аутоагрессивного поведения учеников, которое в крайних случаях может принять формы экстремистской направленности или вести к попыткам суицида. 
    - наносится серьезный удар по психике, личностным и профессиональным качествам учеников

    Почему важно обратить внимание на буллинг/травлю?
    Обращая внимания как на краткосрочные, но крайне нежелательные последствия(снижения качества образования, повышение возможности психической или физической травмы и антисоциального поведения учеников), а также на последствия долгосрочные –эмоционально-личностные нарушения, отсутствие правильной картины мира у выпускников школы, делает данную проблему очень значимой.
    Именно своевременное получение информации о существующем неблагополучии позволяет принять эффективные меры. Проведение специальных психологических тренингов с классами , находящимися в зоне риска, а также специальных образовательных программ с учителями, родителями и администрацией школы позволит минимизировать риски и предотвратить неблагоприятное развитие ситуации. 

    Какие формы буллинга/травли бывают?
    -физический – побои, намеренное членовредительство
    -поведенческий -  бойкот, сплетни, игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (кража и порча личных вещей).
    -вербальная агрессия - насмешки, оскорбления, окрики, запугивания
    -кибербуллинг – использование социальных сетей  для распространения неприятной информации(выкладывание видео или группа «ненависти»)
    Кто становится жертвой буллинга:
    — Жертвой становятся дети, которые отличны от большинства: это может быть внешний вид, вес, успеваемость, национальность. Ребенка маркируют как неправильного, на основании определенных наглядных качеств  – веса(толстый, худой) заучка, плохо одети тп. Жертвы травли, как правило, не предпринимают активных действий по борьбе со сложившейся ситуацией, игнорируют ситуацию травли, не ищут поддержки или помощи, никому не жалуются, опасаются, что этими шагами они только усугубят положение. У таких детей отмечается повышенный уровень тревоги, повышенная склонность к депрессивным состояниям и больше суицидальных мыслей. Семьи таких детей можно охарактеризовать как семьи м нарушенными коммуникациями. Часто встречаются семьи, где присутствует больше формального контроля и критики, недели личного вовлечения в жизнь ребенка.

    Статистика буллинга:
    Согласно международному исследованию Craig W., Harel-Fisch Y.,Fogel-Grinvald H. (2009), в России 30,8% учеников в возрасте 11-15 лет испытывают на себе издевательства со стороны одноклассников.
    Отечественные исследования :
    Собкин и Смыслова (2012) сообщают, что : регулярному физическому и/или психологическому насилию подвергались от 0,7 до 4%, а эпизодическому психологическому насилию — до 46%старшеклассников. Результаты исследования  Ениколопова С.Н, Гусейновой Е.А. (2014) говорят, что 22% учеников 15—18 лет регулярно испытывают на себе те или иные формы буллинга/травли.
    Петросянц В.Р. (2011) отмечает, что порядка 40% учеников испытывают на себе издевательства со стороны одноклассников. Автор обращает внимание, что треть из этой группы регулярно избиваются одноклассниками.
    По нашим данным [Воликова, Нифонтова, Холмогорова, 2013], жертвами буллинга могут быть примерно 30% школьников средней школы

    Поведение детей-жертв
    -10% рассказывают родителям 
    -3% — учителям. 
    -43% старается игнорировать сам факт травли, из них:
    -30%  опасаются просить о помощи, в силу того, что это может усилить издевательства;
    -23% - имеют установку, что жаловаться на одноклассников – неприемлимый вариант поведения
    -20% - не знают, что им делать в сложившейся ситуации

    Факторы влияющие на существование буллинга/травли?
    -Личностные психологические особенности учеников
    жертвы травли, как правило,  чувствительные, эмоционально неустойчивые, не умеющие выразить свои эмоции ученики, обладающие низким уровнем социальной компетентности, с поведенческими или физическими особенностями, а также с негативными представлениями о себе [Fantiand Kimonis,2012; Cook et al., 2010; Craigand Pepler, 2003; Perrenand Alsaker, 2006].
    В группе риска также находятся дети с особенностями развития (СДВГ, эпилепсия, расстройства аутистического спектра), а также с хроническими соматическими заболеваниями
    Преследователи – ученики,  характеризующиеся высоким уровнем агрессивности и отсутствием сострадания, при этом они довольно хорошо распознают эмоциональное состояние других и склонны использовать это для манипулятивных типов поведения. Часто травля связанна с целями приобретения статуса в классе, поднятия собственной самооценки.
    Факторы школы
    Исследования выявили следующие взаимосвязи:
    -Размеры школы напрямую влияют на существование проблемы травли/буллинга среди ее учеников. Чем больше размер школы – тем выше процент буллинга среди ее учеников. 
    -Предельно строгая, нормативная и жесткая система правил. В такой ситуации, буллинг представляет собой компенсаторный механизм, реакцию на внешнее давление.
    - Особенности учительского поведения
    По тем или иным причинам учителя могут либо потворствовать ситуациям травли(фокусировать внимание класса на особенностях жертвы, полагая, что ученик исправится), либо не замечают ситуацию вообще, либо стараются не обращать внимание на ситуации травли, полагая, что это нормальное явление. Таким образом ребенок-жертва остается без поддержки и защиты со стороны учителя, а ребенок-агрессор получает сиганл, что его поведение допустимо.

    Факторы семьи
    Исследования выявили следующие взаимосвязи:
    Наиболее существенный фактор – эмоциональные отношения в семье,  социо-культурный или экономический представляются менее существенными.
    Существование частых конфликтов внутри семьи,  физическое и психологическое насилие напрямую связано с вовлечением ребенка в ситуации буллинга в школе.
    Семьи школьников, которые подвергаются травле, можно описать как семьи со слабой внутренней структурой: между членами семей личностные границы не четкий, отсутствует согласование в действиях родителей, зачастую отсутствуют единые ценности и этические стандарты, или они противоречат фактическому поведению родителей и формам коммуникации в семье. 
    Что касается семей детей-агрессоров , то они, как правило, характеризуются как конфликтные, дезорганизованные, со слабым родительским контролем, который может заменяться суровыми наказательными системами.


    Какие возможны меры по борьбе и коррекции травли/буллинга в школе?
    -Профилактические меры:
    - Внимательность учителя к данной проблеме, а также нетерпимость к любым проявлениям насилия, будь оно представлено в форме психологическом или физическом, и нацеленность на работу с данной проблемой, если она есть. 
    - Поддержание открытой и доброжелательной обстановки в классе, основанной на собственном примере и авторитете учителя.
    - Полезно помнить, что строгие дисциплинарные меры к ученикам-агрессорам, показывают свою малую эффективность: ученик озлобляется, может пойти на усугубление конфликта. Наиболее эффективный метод – создание условий для открыто выраженного неодобрения большинства. Тем не менее дети-агрессоры и их родители должны осознавать, что поведение ребенка будет иметь определенные последствия, в соответствии с правилами школы и законодательством РФ.
    -Совместная выработка правил, в процессе которой ученики самостоятельно берут на себя ответственность следовать выработанным правилам.
    - Хорошие системы коммуникации между учителями, позволяющие делиться опытом и оказывать взаимную поддержку в процессах борьбы с травлей/буллингом на всех уроках.
    - Проведение мероприятий способствующих сплочению коллектива и формированию комфортных взаимоотношений между учениками.
    - Обучение детей младшей школы положительному взаимодействию.
    - Проведение регулярных психологических тренингов и дискуссий под руководством школьного психолога, которые бы позволили:
    А) Сформировать представление о равенстве прав учащихся, важности соблюдения их прав на безопасность и самовыражение
    Б) Обсуждать возможные способы поведения в ситуации травли/буллинга, нормализировать и поддерживать такое поведение ребенка, которое направленно на конструктивное решение ситуации, помогать избавиться от мысли, что игнорирование – правильная позиция(касается и жертвы, и наблюдателей)
    Г) Обсуждать возможные причины сложившейся ситуации с ребенком-агрессором, обсуждать возможные альтернативы достижения собственных целей, исключающие травлю и агрессивное поведение по отношению к окружающим.
    В) Проводить тренинги, связанные с развитием осознанности, укреплению психологических границ и работе с самооценкой учащихся.


    Меры по борьбе с буллингом/травлей:
    1. Четко обозначить это как явление,  назвать его своим именем: это травля, а не у кого-то не ладится с одноклассниками.
    2. Кто-то из персонала школы берет на себя ответственность за борьбу с этой ситуацией – это может быть учитель, психолог,  завуч.  
    3. Взявший на себя ответственность человек проводит беседу с группой :
    - дает однозначный комментарий по поводу травли: эта ситуация недопустима, все дети разные, не все должны друг другу нравится, но это не оправдание для травли.
    - обозначить травлю, как проблему группы. При этом важно сохранять нейтральное отношение ко всем участникам процесса и не втягиваться в процесс выяснения, кто прав, кто виноват. Следует охарактеризовать травлю именно как болезнь группы, а не отдельных индивидов.
    4. Поговорить с детьми об этических и моральных аспектах, важно делать это не в директивном ключе, а спрашивать, что они чувствуют, когда видят, как обижают слабого, что происходит с человеком, который находится в постоянном состоянии стресса и тревоги? Какие особенности группы влияют на возможности травли?  Какие возможны альтернативы поведения в случае наблюдателя, агрессора, жертвы? Основная задача переключить детей из "стайного" азарта с автоматическим поведением в осознанную позицию, когда каждый может принимать решение в соответствии с этическими ценностями и возможными последствиями. 
    5. Совместно разработать новые правила жизни в группе, которые будут исключать травлю как явление,  заключить контракт. 
    6. В дальнейшем следует регулярно отслеживать и поддерживать позитивные изменения в группе, фокусировать на них внимание. Задача состоит в том, чтобы группа постоянно получала заинтересованное внимание от авторитетной фигуры взрослого и разделяла важность победы над травлей, воспринимала это как свою задачу.
    7. Работать над гибкостью иерархии в группе. Обращать внимание на ценность и особенные умения каждого члена в группе, давать каждому возможность предъявлять себя группе в качестве полезного и ценного ее члена. Создавать условия, где лидеры могли бы меняться, в зависимости от ситуации и задачи, которые стоят перед группой. 
    8. Включать в работу профилактические меры по борьбе с травлей.
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie